Ведьмака должно быть много! Часть 1
«Ведьмак» существует во многих проявлениях, но портал у нас не о кройке и шитье, поэтому начну всё-таки именно со своих впечатлений от игр. А там уже и к остальному перейдём.
1. Ведьмак один, совсем один. Скажу честно – начинал 3 раза, доходил до битвы со Зверем и бросал. Потому что это было скучновато, чёрт побери! И несмотря на то, что я уже с огромным удовольствием прошёл первого «Ведьмака» до самого победного конца – я по-прежнему так думаю. Наверное странновато-скучноватое начало - это общая проблема всего, что связано с «Ведьмаком».
Так вот, преодолев всё же этот рубеж и попав наконец в Вызиму, я увлёкся, сильно-сильно. Не знаю чем, но игра реально цепляет – возможно уютностью и камерностью происходящего. Все проблемы и задания какие-то мелкие и личные, чай не мир спасаем, а жизнь свою устраиваем. Иногда хочется на всё наплевать и просто прогуляться под луной у озера. Это-то и подкупает.
Ну и остальное всё довольно «нетрадиционное» - оригинальный дизайн меню, превосходная музыка, от всего веет каким-то родным колоритом. Прямо глоток свежего воздуха в череде «голливудских» блокбастеров. И несмотря на то, что к финалу сюжет набирает размах, это ощущение не пропадает. К тому же финал выливается в небольшой сюрприз, всё так же «уютно», по-бытовому обставленный.
Сюжет является продолжением книг и может считаться каноничным, так как участие в его написании принимал сам Анджей Сапковский.
Также понравились карты с изображением всех тех девушек, с которыми Геральт успел близко (очень близко) познакомиться в течение игры. И карты милые, и сама идея с ними хороша.
К боёвке разработчики подошли с некоторой забавной креативностью. Вроде бы и тупое закликивание, а вроде бы и нет; вроде бы бои на QTE, а вроде бы и нет. Хотя занятным это кажется лишь поначалу, потом уже привыкаешь и махаешь мечом в нужные моменты как-то на автомате. Но в целом радует.
Также стоит упомянуть отношение CD Projekt RED к своим играм. После выхода «Ведьмака 1» его ещё некоторое время дорабатывали, исправляли ошибки и всё такое, а потом выпустили целое Дополненное издание. Припишу, пожалуй, это благотворному влиянию Blizzard на игровую индустрию.
Итог: По атмосферности (и не только) – одна из лучших РПГ.
2. Ведьмак 2. Первое, что меня встретило – это отдельная обучающая миссия со странным освещением, которые сводило всю прелесть картинки на нет. Великолепность графики я смог оценить лишь, когда перешёл к прохождению основной игры. Играл на самых высоких настройках, благо мой мажорский комп это позволяет. Лес просто прекрасен, а когда видишь как вдалеке с огромного дерева спускается эндриага, прямо дух захватывает.
А какой там дизайн одежды! У Шеалы, Трисс и Йорвета вообще прелесть. Ну и анимации на высоте, не чета деревянным потугам какого-нибудь Скайрима (которые впрочем особой роли не играют, TES не за то любят). Второе, что меня встретило – это люто мелкий текст. Однако с этим я быстро разобрался и шрифт увеличил с помощью замены файликов; в самой игре такой возможности не предусмотрели.
Но названные выше недостатки, как нетрудно догадаться - мелкие мелочи, о которых забываешь быстро, потому что за горло, душу и всё, что только можно, тебя берёт сюжет. Он интересен, нелинеен; игру можно пройти несколько раз и увидеть совершенно разные истории. И подаётся этот сюжет отменно. Нередко говорят, что игры - это некий синтез кино и литературы, плюс интерактивность. По моему мнению - «Ведьмак 2» одно из лучших воплощений этого принципа в РПГ на сегодняшний день; что-то приблизительно равное было в играх от Bioware.
Герои харизматичны; Геральт - не полностью ваше альтер эго, как во многих РПГ, нет. Это по-настоящему живой человек (вернее ведьмак): что называется, себе на уме - в нём постоянно проскальзывают черты его собственного характера, его привычки и прочее, к вам никакого отношения не имеющее. Другие персонажи - не безликие раздатчики заданий; за каждым NPC, за каждым квестом - стоит какая-то история, чаще всего страшная или грустная.
А бои - это нечто. Бездумно закликать мало-мальски защищённого врага не удастся; чтобы избежать смерти придётся нарезать вокруг него круги, перекатами уходить от ударов, заходить за спину и выбирать - сильный или быстрый удар нанести. Кому-то бои могут показаться сложноватыми, но по-моему так и надо, игра должна бросать вызов =) Сполна всё это дело я прочувствовал при первом бое с Лето; у меня не было никаких эликсиров, я зарёкся не использовать ловушки (персонаж у меня такой, да) и качал до этого только мечи, да и то вяленько. О, как виртуозно там надо было уходить от всех его атак и магических ухищрений! Но когда, спустя N перезагрузок я его всё же победил - счастья было, что называется, вдвойне. Хотя потом весь настрой сбила запись в дневнике, что это оказывается Лето, которого я столько кромсал, победил меня и убёг, но да ладно, это уже другая история. В общем бои на мечах мне полюбились, особенно с сильными противниками. Есть там конечно и мелочь всякая, которая дохнет с пары ударов, и их нападение можно блокировать без особых последствий для здоровья.
«Ведьмак 2» оказался красивее, кинематогрофичнее, быстрее, выше, сильнее первой части. Но короче. Хочется продолжения, и хорошо, что оно явно запланировано.
Потерялась и толика той самой уютной атмосферы. Но тут конечно сюжет не про абы что, а о королях, заговорах, войнах, судьбах мира и т. п., размах и эпик к месту. Хотя всё равно, чаще всего Геральт занимается своими ведьмачьими делами и устраивает личную жизнь. Саундтрек также ушёл в сторону эпичности, фолк-элементов стало намного меньше. Но эти нюансы для ценителей. Так-то всё выполнено на высшем уровне. Ну и статичные карты с на всё готовыми девушками были заменены динамичными эротик-сценами. Мне лично больше первые нравились, но это, как говорится, на вкус и цвет.
Подход разработчиков к контролю качества остался прежним. Хоть и трудно было в это поначалу поверить, когда игра была выпущена забагованной по самое не балуй (винить вроде бы в этом нужно локализаторов). Скоро (в апреле) ожидается версия для Xbox 360, где вдобавок к исправлениям появится пара квестов, персонажей, интересных сценок и прочего. Вся эта радость потом перекочует и на PC. Совершенно бесплатно =)
Итог: Я был в восторге. Особенно как поклонник книг - их знание позволяет глубже понимать сюжет. В общем, играйте господа, все награды, собранные Ведьмаком 2 - более чем заслуженные.
3. Ведьмак: Versus.
4. Книги. Уши этих замечательных игр растут из не менее замечательной серии книг польского писателя Анджея Сапковского. Порядок чтения под спойлером.
Также довольно интересна композиция. Очень часто меняются повествователи, рассказ ведётся в разных манерах, с разных точек зрения. Апогея этот приём достигает в заключительной части цикла, когда вся прошлая история о ведьмаке и ведьмачке представлена далёкой легендой, полной белых пятен и недомолвок.
Во всём этом великолепии однако есть маленький подвох – две первые книги («Последнее желание» и «Меч предназначения») сильно отличаются от последующих. Это что-то вроде набора рассказов, без особой магистральной линии. Вдобавок они представляют собой так называемую литературную игру с известными сюжетами (вроде мотива Дитя-Неожиданности из историй о каком-нибудь там Румпельштильсхене). Для главной истории с Цири они особого значения не имеют, хотя там происходит некоторое ознакомление с некоторыми персонажами. И не совсем будет понятен один момент в финальной книге цикла. И да, эти рассказы кому-то могут показаться скучноватыми. Если кому-то прямо сразу не понравится, не отчаивайтесь и не бросайте – можно начать читать и с «Крови эльфов».
Несмотря на всю жестокость описываемого мира в книгах немало юмора (тонкого) и некоторых литературных пародий-аллюзий; особенно мне понравился в начале последней книги («Владычица озера») изумительный «стёб» над эпохой Короля Артура.
Эта самая последняя книга вышла в 1998 г. Пару лет назад появились слухи, о намерении писателя продолжить цикл и вот, совсем недавно, они подтвердились. Анджей Сапковский в интервью радио Гданьска заявил, что уже работает над новой книгой во вселенной «Ведьмака», и появится она в ближайшие год-два.
Рассказы. В том же мире разворачивается и действие двух рассказов - «Что-то кончается, что-то начинается» и «Дорога без возврата». Первый - к каноничному сюжета отношения не имеет, он как бы шуточный; о свадьбе ведьмака и чародейки. Знакомиться с ним лучше после прочтения книг, так как там присутствуют чуть ли не все положительные герои истории. Рассказ любопытен, но не более того. Второй же более интересен и самобытен, хотя из знакомых персонажей имеется лишь целительница Висенна. Немаловажную роль играет там такое чудовище, как Кащей, которое можно встретить и в игре Ведьмак 1.
Итог: много потеряете, пропустив эти произведения. Это не только превосходное развлечение, но и источник многих поводов для «подумать». Категорически рекомендуется всем, кроме убеждённых фэнтези-ненавистников.
5. Фильм. Вернее сериал. Но фильм тоже есть. Однако я его не смотрел, потому что все кому не лень (как видите и мне не лень) говорит о полной его фейловости. Кроме того он представляет собой просто перемонтированную нарезку из сериала.
Сериал польский, русская озвучка имеется, вышел в 2002 году, серий 13 шт., что как бы намекает. И по старой доброй ведьмачьей традиции начало у него не ахти, скажем так. Хотя чего нам тут скрывать – начало откровенно ужасно. Первые три серии лучше не смотреть никому напрочь. Половина актёров играет отвратнейшим образом, всё происходит медленно и люто уныло; о динамике и музыкальном сопровождении режиссёр ещё ничего не слышал. Во второй серии появляется девушка в том самом виде, о котором вы подумали. Обнажёнки в сериале вообще будет предостаточно, ведь ситуация «Геральт встречает девушку» всегда кончается предсказуемо =)
Серии эти повествуют о детстве Геральта и его обучении в Каэр-Морхене (в сериале это просто какие-то стрёмные пещеры, а не величественная крепость). Весемир тут предстаёт полудохлым стариком. Чуть позже – дохлым. Ведьмаков, по версии сериала, делают из людей специально обученные люди – жрецы (одним из которых Весемир и был). В общем, не смотрите это начало, да.
Сделано всё довольно дёшево, чудовища резиновые (не все) – вспоминаются лучшие традиции старых фэнтези-фильмов. Кого-то даже может пробить на ностальгию. Но не волнуйтесь, если вам монстров и будут показывать – то длиться это будет несколько секунд, и увидите вы лишь какие-нибудь лапки-отростки или зубы крупным планом. Костюмы очень и очень неплохие, но вот ведьмачьи медальоны издали похожи не на волчьи головы, а на свиней. Меня это люто бесило. Но это не главное.
Любители и искатели экшена тоже будут разочарованы, бои здесь редки и кончаются обычно после одного-двух взмахов меча. Основное место занимают диалоги, обычно (псевдо)философского характера. Однако с 8 серии всё это дело происходит несколько бодрее. Для кого-то такая неспешность и растянутость покажется ужасным недостатком, для кого-то плюсом.
Последние 4 серии, в которых повествование касается начала истории с Цири, мне даже понравились, хоть они и сильно-сильно расходятся с сюжетом книг.
Итог: ярые фанаты «Ведьмака» посмотреть могут. Хотя их скорее всего смутят сюжетные несоответствия с книгами. И первые 3 серии можно пропустить, для собственного же душевного здоровья.